Саламанка, изумительный ренессансный и университетский город, стоит на берегу реки Тормес. Старые кварталы, где находятся университет, древние церкви и монастыри, расположены на северном берегу реки, как и важнейшие вокзалы. Центр старого города – пл. Майор, чуть ближе к реке стоят два собора. Советуем приехать в город не меньше, чем на день, а если вы хотите внимательно осмотреть музеи и монастыри Саламанки, то и на два дня. Знакомство с Саламанкой удобнее всего начать от самой старой постройки в городе – римского моста, через реку Тормес. В 1626 г. наводнение разрушило большую часть моста, поэтому до нашего времени сохранились лишь 15 подлинно римских арок I в. (со стороны центра города), остальные были достроены в XVII в. С моста открывается изумительный вид на город; большинство его зданий построены из местного песчаника, обладающего нежно-золотым цветом, что придает Саламанке (особенно в солнечные дни) необычайный колорит. Неслучайно в испанской литературе чаще всего Саламанку называют «золотой». На предмостной пл. Пуэнте стоит колонна, верх которой украшает изображение так называемого иберийского кабана. Это напоминание об искусстве древних обитателей этих мест. Здесь же находится церковь Сантьяго с романской апсидой XII в. Этот «придорожный» храм был важным центром на пути паломников, направлявшихся в Сантьяго-де-Компостела – поэтому и посвящен он был апостолу Иакову. Вверх от церкви уходит узкая ул. Тентенсио, которая приведет вас к комплексу, состоящему из Старого и Нового соборов. В Новом проводятся богослужения, а Старый отдан под музей. В него можно попасть либо через Новый собор, либо с небольшой площади. Обязательно поднимитесь на средневековую башню-колокольню, откуда видны черепичные крыши Саламанки, узкие улицы и прекрасные готические конструкции собора. Название башни связано с именем епископа Херонимо, при котором велось строительство храма. В башне открыта экспозиции «900 лет истории и культуре собора Саламанки», где представлены средневековые книги, документы, картины и т.д. Также из башни можно попасть на верхнюю галерею Старого собора, увидеть сверху его интерьер и разглядеть витражи и романские капители колонн. Старый и Новый собор в Саламанке В XII-XIII вв., после освобождения Саламанки от мавров, велось строительство Старого собора. В 15 в., после того, как население города из-за основания университета многократно увеличилось, рядом был пристроен Новый собор. Возведение Старого собора началось в 1120 г. и длилось почти столетие, поэтому храм представляет собой смесь романского и готического стилей. Главное сокровище храма – заалтарный образ, состоящий из 53 картин Н. Фьорентино. Перед ним установлена статуя покровительницы Саламанки Девы Марии де ла Вега (XII в.), одежды и корона которой украшает лиможская эмаль. Новый собор гораздо больше Старого; его строили с 1491 до 1733 гг., и в этом здании можно обнаружить черты ренессанса и барокко. Сильнейшее впечатление производят фасады храма, оформленные в стиле платереско. Камнерезы с изумительным искусством изобразили библейские сюжеты – сцены Рождества, Богоявления, Распятия. В интерьере собора обратите внимание на хор, фрески в нишах с гробницами архиепископов, богато украшенные золоченые алтари. В капеллах, окружающих внутренний двор (он соединяет Старый и Новый соборы), выставлены картины и скульптура 14-19 вв. Напротив собора, на пл. Аная, стоит дворец Аная, построенный в 1401 г. по указу ректора Диего де Аная (в 1760 г. перестроен). Восточнее соборов расположены два монастыря, в которых сейчас открыты музеи. Их стоит непременно посетить тем, кто ценит архитектуру и скульптуру испанского ренессанса – в каждом из монастырей сохранились прекрасные образцы резных колонн; ничего подобного нет больше ни в одном испанском городе. Доминиканский монастырь Сан-Эстебан был построен в начале 1520-х гг. Сама обитель издавна существовала на этом месте, с 1490-х гг. здесь находился факультет теологии университета Саламанки. Фасад монастырской церкви – шедевр платереско. Он разделен на три части. В средней помещен рельеф «Мучения св. Эстебана» (ск. Х.А. Серони, 1610), в верхней – сцена Распятия (ск. Селлини). Вся поверхность стен заполнена резными орнаментами, фигурами святых. Над арочным входом помещен герб инициатора строительства церкви, кардинала Хуана Толедского, бывшего монаха этого монастыря. К церкви пристроено здание библиотеки, украшенное аркадой (арх. X. дель Рибера, 1599). За ним находится внутренний двор, также окруженный аркадой. На внимательный осмотр этого небольшого дворика можно потратить несколько часов – на каждой колонне вырезаны изображения животных и людей, иногда в самых причудливых позах, и нигде сюжеты не повторяются. В монастырском музее выставлены произведения средневековой живописи и скульптуры, а рядом находится «Пантеон теологов», где похоронены многие знаменитые богословы, работавшие в Саламанке.