Ухо Дионисия – это известняковая пещера в городе Сиракузы на острове Сицилия. Название пещеры происходит оттого, что по форме она похожа на человеческое ухо – а еще потому что в ней фиксировался уникальный звуковой эффект: благодаря своеобразной акустической организации пространства, тихий звук, сказанный в одной (строго определенной части) пещеры, можно было совершенно свободно услышать в другом, очень отдаленном месте (ближе к выходу). Собственно, благодаря этому пещера и прославилась на весь мир, и сегодня считается одним из природных чудес. Пещера достигает 23 метров в высоту и простирается на 65 метров в длину, вглубь утеса. По горизонтали она имеет s-образную форму, а по вертикали – сильно сужается кверху (в форме капли). Эта уникальная форма и обеспечила Уху Дионисия роскошную акустику: даже тихий звук способен резонировать всюду по пещере. Название «Ухо Дионисия» пещера получила в 1586 году от знаменитого деятеля итальянского Возрождения – живописца Караваджо. Есть предположение, что он-то и выдумал знаменитую легенду о том, что тиран Сиракуз Дионисий I использовал пещеру в качестве тюрьмы для пленных и для политических диссидентов. Узники сидели в строго определенной части пещеры – и, конечно, разговаривали между собой о планах и замыслах, а коварный Дионисий подслушивал все разговоры и таким образом всегда был на шаг вперед своих врагов. Есть и более жестокая легенда: Дионисий приказал вырезать пещеру в форме человеческого уха, а в «фокусе» звукового феномена располагалась пыточная камера – чтобы лучше слышать крики жертв. Впрочем, акустическая особенность пещеры вполне могла быть результатом сугубо природных процессов. Поскольку вход в пещеру располагается на наклонной стороне известнякового массива, то «Ухо» могло образоваться в доисторические времена посредством водно-ветровой эрозии. Другие подобные щелеобразные пещеры по результатам исследования дают примерно ту же форму: узкий главный вход, расширение пространства книзу, «змеящаяся» форма. Кроме того, в пользу «водяного» происхождения «Уха Дионисия» говорят очень гладкие стены пещеры, как будто выглаженные за тысячи лет «водных процедур». В древнем мире такой природный объект, да еще и с учетом волшебной акустики, явно оценивался как результат деятельности богов и других священных существ. Вполне возможно, что пещера была объектом особого культа. А вот теория искусственного создания Уха Дионисия сегодня очень сильно критикуется, и главный вопрос – зачем было древним добытчикам камня добывать известняк настолько непрактичным способом, да еще и шлифовать за собой стены? Так или иначе, со временем пещера разрушается – ведь известняк крайне неустойчив к условиям внешней среды. И сегодня потрясающий акустический феномен уже нельзя услышать – место «фокуса» больше недоступно для прохода человека.( 38.754083,14.677734).