Кольмар часто называют прекраснейшим среди городов Эльзаса. Такая похвала стоит многого: весь этот край на северо-востоке Франции поразительно красив. Буквально за каждым поворотом дороги (а дороги в Эльзасе извилистые!) путешественника ждет что-то интересное: в одном городке – романтический замок, в другом – великолепный готический собор, в третьем – ренессансная ратуша, в четвертом – средневековые крепостные стены и мрачные «башни ведьм», в пятом – колоритные усадьбы виноделов с затейливыми старинными колодцами и традиционной утварью. Тут повсюду радуют глаз утопающие в цветах фахверковые дома, живописные дворики, легкие мосты над каналами, островерхие черепичные крыши, ступенчатые виноградники. И все же именно Кольмар, несомненно, самый значительный (после эльзасской метрополии Страсбурга*) и самый характерный из всех туристических центров этого края.Население Кольмара невелико: чуть больше 80 тыс. человек, но ему совершенно чужд налет провинциальности. Это элегантный оживленный город с насыщенной культурной жизнью. Не случайно именно в Кольмаре ежегодно, в первые две недели июля, проходит Международный музыкальный фестиваль, который организует наш знаменитый дирижер Владимир Спиваков. История города типична для Эльзаса: Кольмар – французский город с германским прошлым. (Не вздумайте, однако, обмолвиться об этом в присутствии эльзасцев!) История Кольмара насчитывает, по меньшей мере, XI столетий. Упоминания о поселении Colombarium (Голубятня) относятся к концу IX в., но лишь в 1648 г., после окончания Тридцатилетней войны и подписания Вестфальского мира, Кольмар, как и значительная часть Эльзаса, впервые отошел к Франции. До этого Кольмар был значительным немецким культурным центром в верховьях Рейна. Впрочем, не совсем немецким. С середины XIV в. он входил в Лигу независимых городов Эльзаса, что обеспечивало ему относительную независимость от Германской империи.Кратко познакомившись с историей города, мы не удивимся тому, что в музеях Кольмара хранятся шедевры мастеров немецкого Ренессанса: Изенгеймский алтарь (1512-1515 гг.) Матиса Нитхардта, более известного под именем Грюневальд, и «Мадонна в беседке из роз» (1473 г.) Мартина Шонгауэра. С музея Unterlinden, в котором находится знаменитый алтарь, обычно начинают экскурсию по Кольмару.C Rue des Te^tes поворачиваем налево и по Rue des Boulangers (улице Булочников) выходим на площадь перед Доминиканской церковью (Eglise des Dominicains), в которой хранится картина Шонгауэра «Мадонна в беседке из роз» («Madonna im Rosenhag»). Мартин Шонгауэр (ок. 1450/53-1491 гг.), замечательный живописец и гравер, родился и почти безвыездно жил в Кольмаре. Однако учился живописи он в Нидерландах, и в его произведениях ощущается сильное влияние изысканной манеры нидерландских мастеров. Отец и брат художника были золотых дел мастерами. Возможно, поэтому работы Шонгауэра напоминают ювелирные украшения филигранной тонкостью рисунка и изяществом каждой детали. За несравненную красоту его живописи современники дали художнику почетное прозвище «Hübsch Martin» (Прекрасный Мартин).Девятнадцатилетний Альбрехт Дюрер специально отправился в Кольмар, чтобы стать учеником Шонгауэра. Он не застал прославленного мастера в живых: Шонгауэр скоропостижно скончался недалеко от Кольмара, в городе Брайзахе, где он работал в то время над крупным заказом. Дюрер, тем не менее, провел в мастерской Шонгауэра несколько месяцев, изучая технику гравюры на меди.>У «Мадонны в беседке из роз» поистине драматическая судьба. Алтарная композиция была написана в 1473 г. для церкви св. Мартина в Кольмаре. В XVIII столетии картина по неустановленным причинам была со всех сторон варварски обрезана. Особенно пострадал верх: были полностью удалены изображения Бога-Отца и Святого Духа. В 1912 г. «Мадонну» поместили в позолоченный защитный футляр, богато украшенный резьбой по дереву. На створках футляра местный художник Мартин Фоейрштайн написал сцену Благовещения. Футляр прекрасно защищал драгоценную картину от разрушительного воздействия времени, но не смог уберечь ее от людской алчности. В 1972 г. «Мадонна в беседке из роз» была украдена из церкви св. Мартина. Картину нашли в Лионе только через год. Вновь обретенную «Мадонну» не стали возвращать в действующую церковь Св. Мартина, а поместили под усиленной охраной в Доминиканской церкви, превращенной в музей (открыт с середины марта по декабрь ежедневно с 10 до 13 и с 15 до 18 час.).Доминиканцы были нищенствующим монашеским орденом и проповедовали аскетизм. Интерьер церкви, возведенной в конце XIII – начале XIV вв., сохранил изначальную благородную простоту. Тончайшая резьба по дереву в алтарной части и сверкающие витражи – единственные украшения храма. Такой строгий фон как нельзя лучше оттеняет неброскую прелесть «Мадонны в беседке из роз».Сюжет картины характерен для алтарной живописи Верхнего Рейна: Мария с младенцем на руках сидит в цветущем саду, а два ангела поддерживают над ней корону. Картина, в которой еще сохраняется позднеготическая хрупкость, оставляет ощущение умиротворенности и одновременно беспокойства. Угловатые ломкие складки красной одежды Марии, заполняющие всю нижнюю часть композиции, словно движутся, вибрируют. Бледное одухотворенное лицо Мадонны спокойно, но в ее тонких, чутких пальцах таится напряжение.А вокруг – Божья благодать. Среди роз снуют птицы, земля покрыта весенним ковром цветов. Художник с реалистической достоверностью и трогательной любовью запечатлел природу Эльзаса. Именно эти растения (розы, ирисы, клубника, пионы, желтофиоль) и именно этих птиц (малиновок, синиц, воробьев, щеглов) можно увидеть в здешних садах в конце весны. И в то же время все изображенные растения и птицы символичны: шипы на розовых кустах напоминают о терновом венце Иисуса, скромный воробышек обозначает добродетель, белые цветы клубники символизируют девственную чистоту Марии, а трилистник – триединство Божества.Полюбовавшись «Мадонной в беседке из роз», продолжим путь по Rue des Boulangers.